В России кейтеринг появился почти 20 лет назад. Самыми активно развивающимися направлениями стали событийное выездное обслуживание и корпоративное питание. Не так давно в стране начал активно развиваться и социальный кейтеринг, предусматривающий организацию питания в общеобразовательных, дошкольных, медицинских учреждениях (стационары больниц ЛПУ), а также и питание военных.

Социальный кейтеринг безусловно схож с корпоративным или индустриальным питанием, но имеет главное отличие: все средства, которые выделяются на социальный кейтеринг являются государственными, а передача на аутсорсинг услуг по организации питания частным компаниям регулируется 44ФЗ о государственных закупках. В России в этот сегмент профессиональные кейтеринговые компании стали активно внедряться только несколько лет назад.

Надо сказать, что первыми начали переходить на аутсорсинг учебные заведения, за ними последовала армия и только потом — медицинские и дошкольные учреждения. До передачи сторонним компаниям услуги социального кейтеринга оказывали (и оказывают в настоящее время) МУПы и ГУПы (муниципальные и государственные предприятия). Но времена меняются, и существующая в России организация сети бюджетных учреждений находится в серьезном противоречии с принципами качественного оказания услуг. Содержание бюджетных учреждений по факту их существования на основе сметы, а не по результатам деятельности стимулирует иждивенчество, ставит негосударственные организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, в заведомо худшие условия. Как следствие, снижается уровень конкуренции, что, в свою очередь, не позволяет развивать качество услуг.

Взяв курс на аутсорсинг, государственные учреждения планируют развязать этот клубок проблем. Аутсорсинг в сфере муниципальных услуг все чаще начинает рассматриваться как один из главных инструментов повышения качества. Эта бизнес-модель является современной моделью управления хозяйственными процессами, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества. Главный источник этих преимуществ — в использовании резервов (материальных и нематериальных) частных компаний. В аутсорсинге наиболее результативны организации, располагающие собственными ресурсами, которые могут внести значимый вклад в процесс оказания услуг, кроме того, происходит передача непрофильных функций бюджетного учреждения частному предприятию, специализирующемуся в данной области и способному повысить качество оказания услуги.

Коммерческие операторы питания все чаще готовы приходить в сегмент социального кейтеринга, особенно те компании, которые в кризисные времена планируют сохранить свои позиции на рынке путем диверсификации своих направлений деятельности. Вот только не всем удается работать с государственным заказчиком, т. к. барьерами входа на этот рынок являются:

  • наличие полного набора компетенций для работы с госзаказчиком;
  • работа в четком соответствии с действующими законами, указами, приказами, распоряжениями министерств и ведомств, в которых прописаны все регламенты и нормативы организации услуги питания в соответствующих госучреждениях;
  • необходимость внутреннюю отчетность компании привести в соответствие всем формам и требованиям, которые предусматривает действующее законодательство по отчетности перед госзаказчиком;
  • готовность к большим отсрочкам платежа (до одного квартала).

Есть и другие особенности работы с госзаказчиком — их много. Этими причинами можно объяснить такой скромный охват всего социального направления питания профессиональными кейтеринговыми компаниями.

Самое существенное развитие среди кейтеринговых компаний, занятых в социальной сфере, работающих с государственным заказчиком, за прошедший год показала ГК «Фьюжен Менеджмент», среди клиентов которой 350 общеобразовательных, 150 дошкольных учреждений (детские сады в Московской и Липецкой обл.) и десятки больниц (ЛПУ), санаториев и здравниц. В 2015 году компания прибавила целые районы Московской области, продолжив сотрудничество с другими областями в Центральном и Южном федеральных округах. Также в 2015-м ГК «Фьюжен Менеджмент» заключила новые государственные контракты в учреждениях здравоохранения в Московской, Калужской, Тульской, Липецкой областях и Краснодарском крае. С объектами здравоохранения компания работает с 1997 года, а в 2008 году в рамках национального проекта «Образование» (реорганизация школьного питания) ГК «Фьюжен Менеджмент» была выбрана единым оператором питания в Липецке и с 2008 года осуществляет питание 42 тыс. детей в 72 школах города.

В рамках национального проекта «Образование» велась работа по комплексной модернизации системы питания в российских школах. Учащиеся обеспечиваются полноценным сбалансированным питанием, соответствующим физиологическим потребностям детей разных возрастных групп, разработанным НИИ питания РАМН и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, одобренным Роспотребнадзором. Специально для данного проекта в компании была разработана собственная система контроля качества.

Время покажет, что будет происходить с питанием на российских социально значимых объектах и насколько быстро профессиональные кейтеринговые операторы будут осваивать новую нишу, но уже сейчас можно констатировать, что с 2010 года наметился стабильный тренд передачи непрофильных функций бюджетных учреждений частным предприятиям, специализирующимся в данной области. Есть уже и свои признанные лидеры, сред них — ГК «Фьюжен Менеджмент».

Необходимость и популярность аутсорсинга растет и прочно укореняется в сознании не только бизнес-сообщества, но и в муниципальном и государственном управлении. Аутсорсинг в бюджетной сфере представляет собой действенную форму совместной деятельности «заказчик-исполнитель», способную повысить качество предоставляемых услуг на благо потребителя.

Источник: журнал Общепит, № 6

http://cateringconsulting.ru