14-15 мая 2018 года в московском клубе «Агломерат» прошло интересное деловое событие для артистов, музыкальных менеджеров и продюсеров — Форум «Шоу бизнес в действии».

Мероприятие состояло из двух частей. В первый день участники форума посетили лекции и дискуссии, пообщались с экспертами шоу-бизнеса на тему как продвинуть свой творческий проект и добиться известности. Второй день был занят живыми выступлениями участников на сцене клуба перед экспертной аудиторией. Самые известные продюсеры России, арт-директора и представители лейблов дали оценки и рекомендации творчеству молодых авторов, которые исполнили свои лучшие песни. На суд зрителей свои произведения представили сольные исполнители и коллективы, работающие в стилях pop, R&B, рок, рэп, инди, dance, и др.

форум 9

Деловая часть программы была особенно ценной для артистов и продюсеров, имеющих свой проект в Шоу-бизнесе. Поэтому о ней – подробнее.

Форум начался с выступления лидера группы «Мегаполис» Олега Нестерова. Он рассказал начинающим музыкантам о «подводных» камнях создания и запуска проектов, а также о том, как можно монетизировать свое творчество. Опытный артист и продюсер дал совет молодым «не завязывать свой талант с зарабатыванием денег». Ведь, по его мнению, лучше для начала просто вести свой музыкальный проект и параллельно зарабатывать на жизнь чем-то не стыдным для себя. А дальше, либо дело получится и оно принесет доход и славу, либо это дело – не твоё.

форум 2

Автор песен, сценарист и режиссёр, известнейший клипмейкер российского шоу-бизнеса Елена Кипер дала важные советы тем, кто только собирается создать для своего музыкально проекта первый видеоклип. Она отметила, что дебютное видео создает фундаментальное представление у публики об артисте, поэтому требует ответственного подхода. Задолго до съемок нужна работа над имиджем, репетиции, сценарий, выбор локации и декораций. Цель видеоклипа – достичь эмоционального отклика у зрителей. А цель продюсера – найти целевую аудиторию, понять ее психологию и эмоции.

О том, как быстро добиться для своего видеоролика миллиона просмотров в Youtube и на других интернет-площадках, рассказала digital-продюсер Олеся Гуляева. Она отметила, что попадание в тренды не всегда требует большого рекламного бюджета. Главное – создать качественный контент для четкой целевой аудитории, загрузить его на видеоканал с подробным описанием и ключевыми словами, а затем быстро показать всем своим друзьям и поклонникам музыкального проекта.

форум 3

Журналист, музыкальный продюсер, автор книг о советской и российской музыке, мэтр пиара в шоу-бизнесе Александр Кушнир посоветовал молодым артистам заниматься самообразованием: читать книги о музыкантах, слушать много музыки и обязательно ходить на живые концерты. Молодому автору не стоит впадать иллюзию, что он создал гениальный музыкальный материал. Ведь таких гениев множество. Хорошего музыкального материала для успеха на современном рынке недостаточно – нужно шоу. Для продвижения музыки важна картинка: костюмы, танцы, музыканты на сцене и отличные фотографии. Ценна также провокация, поэтому хорошо, если артист на сцене может вставлять между песнями искрометные реплики. Хороший видеоклип с миллионом просмотров, по мнению продюсера – это отлично, но живой концерт – это момент истины.

форум 4

Многие современные артисты выбиваются в тренды отнюдь не по музыкальным причинам. Яркие, интересные персонажи бомбят интернет. Так считают генеральный директор лейбла Universal Music Дмитрий Коннов, совладелец музыкальной компании Kometa Music Глеб Лисичкин и генеральный директор ресурса RUSSHOW.BIZ Константин Чертов. Объем музыкального контента неудержимо растет. Если в 2000 году на российском рынке появлялось в среднем 10 новых артистов и песен в неделю, то в 2018 ежедневно в интернет заливается около 30 тысяч новых треков. Конкурентная среда очень жесткая. Покупателя на творчество найти сложно. Звукозаписывающие кампании (лейблы) берут под свое крыло лишь тех артистов, кто уже добился известности. Лейбл вкладывается в продвижение артиста и его музыки, а затем – зарабатывает на нём. По статистике 80% доходов артиста – от концертов. С 2006 года до 2016 на российском рынке было почти невозможно зарабатывать музыкальным контентом. Причина – музыкальное пиратство, особенно в социальной сети «В контакте» (ВК). Однако положительным моментом стало то, что за эти года ВК приучил аудиторию к стриммингу (прослушивание музыки online с платформы ВК). Теперь стримминг стал платным, по подписке. Цена такой подписки комфортная – 200-300 рублей в месяц. Такой недорогой сервис может позволить себе любой владелец IPhon. Поэтому за последние два года российский музыкальный рынок сильно изменился и даже вошел в десятку самых быстрорастущих рынков музыкального контента в мире. Из 40 миллионов пользователей интернета в нашей стране примерно 3 млн. регулярно платят за музыку. В связи с этим для музыкантов открывается возможность зарабатывать своим творчеством, размещая треки на стримминговых сервисах. В помощь им – маркетинговые ресурсы лейблов. Разделение труда и доходов как правило такое: лейблы зарабатывают контентом, а артист – концертами. В этом случае лейблы обычно выкупают авторские права у артистов.

форум 5

Вопросам авторского права была посвящена следующая дискуссия форума «Шоу бизнес в действии». Ее провел директор Музыкально-юридического агентства, бизнес-тренер Александр Кондратенко. Он отметил, что существующие нормы российского законодательства в области авторского права неоднозначны. Есть много правил и много исключений из этих правил. Авторское право – это имущественный актив музыканта. Имущественные права передаются и используются. Существует много способов использования авторского права. Автор и правообладатель – это не всегда одно и то же лицо. Но есть еще право авторства, которое не передается и не отчуждается.

Эксперт отдельно рассмотрел вопросы использования права на публичное исполнение. Он отметил, что ответственность несет организатор публичного исполнения, то есть организатор концерта, фестиваля и т.д. А следят за соблюдением авторских прав и собирают с концертных залов и ресторанов вознаграждение специально аккредитованные организации по коллективному управлению авторским правами.

форум 6

О том, как молодому артисту попасть на престижный фестиваль или на известное телешоу рассказали Генеральный продюсер фестиваля «Мото-Малоярославец», «Крым Фест» Александр Кисель и Музыкальный продюсер телешоу «Голос», «Фабрика звёзд» и «Новая волна» Евгений Орлов. Александр Кисель отметил, что участие в фестивале обычно не дает группе популярности, но дает потрясающий опыт. А с опытом можно уже и на телешоу пойти. Участие в телешоу – гарантия известности. Но минута славы длится недолго, нужно успеть использовать ее максимально.

В конце мероприятия генеральный продюсер форума «Шоу бизнес в действии» Антон Пузырев рассказал начинающим артистам о том, как без медийного бэкграунда и фанатской базы можно собрать зал на свой концерт, используя технологии интернет-маркетинга – самого эффективного на сегодня инструмента рекламы и продвижения.

форум 7

Участие в форуме было весьма полезным и познавательным для каждого артиста, менеджера и начинающего продюсера. Многим удалось открыть новые возможности для продвижения своего собственного музыкального проекта в шоу-бизнесе и на event-рынке. Пришло понимание, каким медийным аспектам нужно уделить особое внимание. Дискуссия по авторским правам дала ответы на многие юридические вопросы творческой деятельности. Обсуждение по созданию видеоролика, его презентации и раскрутке позволило каждому составить свой личный подробный план, как продвинуть проект и добиться известности.

Текст Ольги Чижковой

Фотографии partytonight.ru