Топ городов для проведения деловых мероприятий

Астана за последние несколько лет проделала огромный путь к появлению нового ивент-хаба. Новая правильно спланированная инфраструктура и транспортная доступность – одни из ключевых критериев при выборе места проведения международного мероприятия. Каковы дальнейшие шаги? Какие факторы влияют на успех этого проекта? На эти вопросы можно ответить, анализируя успешный опыт других городов мира.
Несколько международных ассоциаций уже несколько десятков лет составляют рейтинг городов по количеству проведенных в них международных мероприятий. В этой статье используются данные двух из них: ICCA (International Congress & Conventions Association) и UIA (Union of International Associations ). Рейтинги этих ассоциаций различаются, так как различаются их определения «международных мероприятий».
Критерии ICCA крайне строгие: в статистику включаются только мероприятия, которые проходят по очереди как минимум в 3-х разных странах. Таких, по версии ICCA, в мире организуется более 15 000 в год. Они проходят на регулярной основе, количество участников – более 50 человек. Конференции обычно включают связанные с ними выставки и торговые шоу.
UIA учитывает мероприятия, которые организованы и/или проспонсированы международными организациями. По версии UIA в год в мире проходит около 400 000 международных мероприятий.

 

Почему города борются за возможность провести мероприятие на своей территории?

 

1. Туризм как прямое следствие проведения крупного мероприятия. По разным данным, около 50% международных делегатов продолжают путешествие по другим частям страны кроме места проведения конференции, а треть приезжают со спутниками.

 

2. Конференции, конференц-центры и выставочные центры создают рабочие места. Помимо персонала, занятого непосредственно в инфраструктурных центрах, стоит учитывать персонал агентств, оказывающих услуги по организации мероприятий, кейтеринговых компаний, технических подрядчиков.

 

3. Мероприятия являются идеальным катализатором обмена идеями для создания совместных бизнес-проектов, улучшения международной торговли.

 

4. Крупные мероприятия освящаются в прессе и влияют на репутацию города и страны.

 

Рейтинг UIA

 

UIA составило рейтинг стран по количеству мероприятий в год (данные 2012 года). На первом месте – крошечное государство Сингапур, которое сумело стать крупнейшим ивент-хабом Азии. Далее идут Япония, США и Бельгия.

 

 

UIA

 

Топ 5 мировых городов-лидеров в области проведения международных мероприятий: Сингапур, Брюссель, Вена, Париж и Сеул.

 

UIA

 

Сингапур
Несмотря на свои размеры, этот крохотный город-государство по праву считается лучшим местом для проведения бизнес-мероприятий Азии и мира. Сингапур – одна из самых развитых стран на планете, которой за 30 лет удалось добиться одного из самых низких уровней коррупции и преступности, а также совершить небывалый скачок в экономическом развитии, вызывающий искреннее восхищение у всех понимающих людей. В Сингапуре проводится подавляющее большинство крупнейших азиатских и мировых конгрессов. Кроме этого, Сингапур славится насыщенной ночной жизнью, что, конечно, является дополнительным поводом для его посещения. Среди крупнейших площадок – Singapore Expo – крупнейший выставочный центр Юго-Восточной Азии. Инфраструктура центра включает в себя парковку на 2200 автомобилей, а площадь самого центра составляет более 100 000 квадратных метров. Даже отели здесь являются мировыми достопримечательностями (легендарный Marina Bay Sands), что уж говорить о недавно открытых футуристических садах Gardens by the Bay.

 

В качестве основной характеристики для выигрышного позиционирования можно смело указать уникальную инфраструктуру и качество сервиса.

 

Рейтинг ICCA

 

Данные ICCA примечательны еще и тем, что их подсчет ведется уже более 50 лет. Цифры показывают стремительный рост количества мероприятий, начиная с 60-х годов.

 

ICCA

 

Топ 5 ивент-хабов по версии этой ассоциации выглядит так: Париж, Вена, Барселона, Берлин, Сингапур. Для примера, Москва в этом списке находится в районе 70-го места.

 

ICCA

 

Париж
«Город огней» является рекордсменом по количеству принятых международных конгрессов. Это главный политический, финансовый и культурный центр Франции и Европы. В Париже находится штаб-квартира ЮНЕСКО, ОЭСР и Международной торговой палаты. Благодаря тому, что город является туристической Меккой, 85% рабочих мест Парижа относятся к сфере обслуживания. Столица Франции – один из основных торговых центров. Организаторы мероприятий любят его за изысканное очарование и ауру романтизма. Несмотря на сильную автозагруженность, Париж утопает в зелени – это один из показательных примеров бережного отношения к экологии.
Основная причина выбора Парижа как места проведения, несомненно, его имидж, история, возможности для неформальной части мероприятий.

 

Брюссель

 

Брюссель – культурный и политический центр не только Бельгии, но и всего Европейского союза, что, безусловно, придает городу определенный статус. Здесь находится штаб-квартира Евросоюза, офис НАТО, проходила первая всемирная выставка после Второй мировой войны. Еще один несомненный плюс Брюсселя –  благодаря развитой транспортной структуре из него можно легко добраться до Амстердама, Лондона, Парижа, Люксембурга или Франкфурта. Цены на проживание в отелях варьируются, и каждый организатор может подобрать что-то подходящее. К тому же, Брюссель со своими огромными парками – один из самых зеленых городов Европы. Кроме этого, он славится гастрономическими изысками и великолепным пивом.

 

Ключевая характеристика при выборе – транспортная доступность внутри Европы.

 

Вена

 

Вена – третий город-резиденция ООН после Нью-Йорка и Женевы. Это культурный, экономический и политический центр Австрии. Венский международный центр включает в себя МАГАТЭ, УНП ООН и множество других организаций, в городе находятся штаб-квартиры ОПЕК и ОБСЕ. Это идеальное место для бизнес-встреч благодаря своему удобному расположению, высочайшему уровню жизни и богатой истории. Одним из главных плюсов Вены является ее географическое положение, которое позволяет ей развивать отношения со странами Восточной Европы.

 

Город может похвастаться большим количеством конференц-центров и близлежащих отелей на любой вкус. Стоимость проживания в отеле в центре довольно высокая, но есть возможность выбрать жилье и подальше: благодаря отличной системе общественного транспорта можно добраться до любой точки города за считанные минуты. Среди культурной программы – удивительная архитектура, знаменитая опера, великолепные сады и самый старый зоопарк.

 

Ключевая характеристика: имидж города и возможность организации неформальной части мероприятия.

 

Лас-Вегас

 

Лас-Вегас также является отличным примером построения успешного ивент-хаба.

 

Все знают знаменитый девиз города: «Что случилось в Вегасе, осталось в Вегасе», но официальные власти города успешно продвигают другой слоган: «Вегас значит бизнес». Кроме сверкающих казино в городе больше 10 миллионов квадратных футов выставочного пространства, большая часть которого – настоящее произведение искусства.

 

Крупнейшие мегацентры Лас-Вегаса предлагают инфраструктуру в режиме «все под одной крышей», что предполагает объединение знаменитой ночной жизни и самой современной инфраструктуры по организации мероприятий: все лучшее для работы и развлечения в одном месте. Днем – самое современное оборудование, а ночью –  знаменитые шеф-повара и шоу с мировым именем (например, Цирк Дю Солей). Если добавить к этому продвинутую инфраструктуру города и прекрасный аэропорт, становится понятно, что город сделал все, чтобы стать центром для организаторов мероприятий.

 

Лас-Вегас давно был любимым местом отдыха для миллионов посетителей. Однако в начале 1950-х руководство города и штата осознали, что циклический характер туризма приводит к значительному снижению числа посетителей в будние дни, в течение летних месяцев и в течение Рождественского сезона. Новый рынок – рынок мероприятий – был определен для того, чтобы привлечь больше посетителей в этот район во время этих периодов спада.

 

Баку

 

В последнее время руководство Азербайджана и Баку сделали ряд шагов в области развития страны и города в качестве привлекательного места для организации мероприятий.

 

Министерство Культуры и Туризма в 2013 году объявило, что в ближайшее время будет запущено собственное Convention Bureau (AzCB), чтобы усилить позиции страны и города в области MICE, организации мероприятий. AzCB является примером партнерства между государством и частным бизнесом, между Министерством Культуры и Туризма и крупнейшими игроками рынка. Новая структура займется позиционированием страны и столицы как уникального места проведения мероприятий, объединяющего Европу и Азию.

 

Стамбул
Надо отметить, что очень успешно позиционируется и другой город – Стамбул. Istanbul Convention & Visitors Bureau предлагает множество вариантов проведения мероприятий, не только на соверменных площадках, но и на уникальных площадках с историей. Их можно найти в разделе «Необычные площадки». Например, Цистерна Йеребатан – огромное подземное водохранилище в центре города времен Константинополя. Или особняк Эсма Султан (Esma Sultan Yalısı) – историческое трехэтажное кирпичное здание на берегу Босфора. Руины, состоящие только из внешних стен, были приобретены в начале 1990-х сетью отелей Мармара. После восстановления с дополнениями, разработанными архитектором Гёкханом Авджиоглу, особняк был открыт в 2001 в качестве многоцелевого места проведения мероприятий. Вместе с кирпичным экстерьером, который был оставлен как оригинальный, уживается стальная и стеклянная конструкция.

 

Как город может стать идеальным местом для проведения мероприятий?

 

Исходя из приведенных рейтингов и опыта организации мероприятий в разных точках планеты, мы можем дать несколько рекомендаций будущим ивент-хабам.

 

1. Выбор позиционирования. Нужно сделать ставку на 2-3 ключевые характеристики, которые будут решающими при выборе места проведения. Будет это суперсовременная инфраструктура (Сингапур, Лас-Вегас) или возможности для культурной жизни (Вена, Париж), или же возможности для развлечений (Лас-Вегас).

 

2. Инфраструктура. Город должен обладать «инфраструктурным минимумом»: современным аэропортом, удобной транспортной системой, отелями разного уровня, сервисом в области мероприятий.

 

К этому же пункту можно отнести и легкость получения разрешения на въезд для иностранцев, особенности визового режима. Уникальным в этом отношении является Сингапур, который разработал очень гибкую систему виз для прибывающих на несколько дней иностранцев.

 

3. Стоит ли говорить, что все из приведенных выше городов могут похвастаться прекрасно работающими сервис-бюро, которые поддерживаются городом и помогают иностранным компаниям найти площадку, найти партнеров по организации, спланировать все мероприятие.

 

4. Возможности для развлекательной части мероприятия.

 

Любое деловое мероприятие предполагает неформальную часть – будь это вечерняя программа или экскурсии. Наличие такого дополнительного бонуса у города –  несомненный плюс. Кратко можно этот пункт определить так: предлагает ли город что-то, что можно увидеть только в нем.

 

5. Общие экономические и социальные факторы.

 

Например, уровень коррупции, безопасность, развитие медицины, экологическая обстановка.

 

Опыт Сингапура показывает, что можно за достаточно короткий промежуток времени создать крупнейший центр проведения мероприятий. Если вернуться к будущему Астаны, то часть из условий уже выполнена, часть предстоит реализовать. Возможно, основным вызовом для города в ближайшее время станет развитие именно сервисной части, создание «умной» инфраструктуры для организаторов мероприятий со всего мира.

 

Автор: Алексей Берлов
По материалам: and.kz

 

 

Справка

 

 

Коммуникационное агентство Eventum Premo основано в 2003 году Алексеем Берловым и Александром Шумовичем. Агентство занимается организацией мероприятий, оказанием услуг public relations, а также производством корпоративного видео для коммерческих компаний и государственных организаций. Основными клиентами Eventum Premo являются государственные организации, а также крупные международные и российские компании, известные на автомобильном рынке, в сферах телекоммуникаций и IT, ритейла ТЭК и финансовой отрасли.