Как составить маркетинговую стратегию
Правильная постановка долгосрочных задач – один из ключевых аспектов маркетинга. Здесь важно отличать план от стратегии. План дает ответ на то, как достичь определенной цели, он рассчитан на относительно небольшой период времени (неделя, месяц, несколько месяцев).
Маркетинговая стратегия включает планирование, она необходима для того, чтобы маркетинг компании работал эффективно все время. Формируется она на более длительное время.
Исследуйте рынок
Первое, что необходимо сделать – исследовать нишу вашего бизнеса. Изучить спрос, сезонные колебания, выделить прямых и непрямых конкурентов. Оцените, насколько перспективен будет ваш тип продукции через несколько лет.
Этот этап важен, если не хотите повторить судьбу кассетных магнитофонов и телефонов Nokia. Если ваша продукция теряет актуальность или ее вытесняет другой, гораздо более конкурентоспособный тип товаров, возможно стоит резко изменить курс компании.
Определите ЦА
Следующее, что необходимо сделать – досконально изучить своих текущих и потенциальных клиентов. В этом может помочь составление портрета целевой аудитории. Следует описать следующие параметры вашего обычного покупателя:
- Базовые характеристики (пол, возраст, место работы, доход, место жительства, социальные связи и т. д.).
- Основные боли и цели (в чем его главная потребность, по каким причинам совершает покупку).
- Интересы (как предпочитает проводить досуг, где отдыхает, хобби);
Первый пункт поможет понять, с кем вы будете взаимодействовать, и определить последующие два пункта. Второй указывает на основные способы влияния на ЦА. Третий – как и где взаимодействовать с потребителем.
Изучите конкурентов
Конкурентный анализ позволяет понять, почему часть потребителей выбирают ваших конкурентов. Так вы узнаете сильные и слабые стороны собственного предприятия, в чем вы преуспели, а в чем – предстоит вырасти.
Еще один важный аспект конкурентного анализа – способы взаимодействия с клиентами. Изучите, как они работают с потребителями, какие подходы наиболее результативны, а какие нужно улучшить.
Сформулируйте цели
После того, как аналитика завершена и все необходимая информация собрана, можно приступать к формированию целей. Основной критерий – цели должны быть конкретными, описывать точные результаты, указывать срок их достижения. Их следует разделять на краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочные рассчитаны на небольшой период. Это небольшие задания, выполнить которые вы вполне способны за указанный срок. Краткосрочные цели как ступени ведут к достижению долгосрочных. С каждым шагом вы приближаетесь к более глобальным переменам.
Выбор позиционирования
Эффективность вашего взаимодействия с аудиторией напрямую зависит от выбора позиционирования. Нужно определить, на кого рассчитан ваш продукт. Причем ответ: «Он хорош для всех» – не подходит. Следует выбрать основной сегмент ЦА, тех кто наиболее лоялен к вашему бренду и позиционировать собственный продукт в первую очередь для них.
Важно, чтобы ваши товары или услуги соответствовали позиционированию. Например, если вы заявляете о том, что ваши товары исключительно надежны – так и должно быть. Нет ничего более губительного для репутации бренда, чем обманутые ожидания покупателей.
Воплощайте собственную стратегию
И последний, возможно самый важный совет. Не забудьте применять созданную стратегию в работе. Самая распространенная причина неудач в бизнесе – когда построенные планы и поставленные цели так и остаются всего лишь задумками которые, никто не воплощает в жизнь. Всегда применяйте полезные знания на практике и результат оправдает самые смелые ожидания.