REMA: впервые на «Сцене»
Открытый диалог представителей event-подрядчиков и крупнейших российских агентств в лице членов ассоциации REMA — то самое событие в рамках промо-фестиваля «Сцена 2019», которое необходимо отметить отдельно и с особым пиететом. И вот почему…
В открытом диалоге приняли участие Наталья Нова, официальный представитель Crocus Event, Алексей Алесковский, председатель правления Ассоциации компаний по техническому обеспечению мероприятий, Никита Галюзов, генеральный директор «КБ Декор», Саша Красильникова, режиссер-постановщик, автор проектов ColorPeople и курсов «Showmaker school», Олег Зоткин, руководитель отдела закупок Louder, Олег Цыбулько, исполнительный директор LYRA Design&Event, и Яна Жувак, руководитель отдела закупок в Marketing Division Agency. А благодаря голосованию и возможности задавать вопросы через специальный сайт, со спикерами пообщался и весь кворум образовательного дня «Сцены» 15 апреля. В результате мы узнали, что:
- Агентствам не все равно. Нередко артисты, специалисты-техники и другие поставщики услуг на event-рынке досадуют: агентства «прогибают» нас по цене, агентства используют наш креатив, агентства не несут финансовую ответственность, агентства не защищают нас перед клиентами, агентства не слышат наших нужд. Дискуссия на «Сцене» показала, что это не так. Агентства не только готовы слушать, слышать и отвечать, они еще и намерены искать совместные решения. Именно для этого представители REMA сочли необходимым прийти на главное в нашей индустрии мероприятие для артистов и подрядчиков.
- И агентства, и подрядчики склонны к взаимовыгодным уступкам. Открытый диалог поднял очень болезненные вопросы: проблему постоплаты услуг (которая может затянуться на месяцы после фактического проведения мероприятия), юридические аспекты (необходимость официальной регистрации предпринимателей и наличия налоговой отчетности), устаревшие представления о ведении бизнеса («откаты» агентствам, например, которые представители REMA не приветствуют, отдавая предпочтение экспертизе и гибкости). И выяснилось, что стороны готовы сесть за стол переговоров. Площадки, отказывающиеся работать по постоплате, готовы рассмотреть варианты с частичной предоплатой, а агентства – работать с ООО или ИП в качестве посредника, не требуя полного пакета документов на каждого артиста. И это только первые шаги, которые были сделаны у нас на глазах за полтора часа беседы на сцене «Сцены».
- Исполнители должны повышать свой уровень. Достижение подобных консенсусов неизбежно подразумевает высокий уровень бизнес-этики. Event – это не только творчество, это еще и предпринимательство. Следовательно, чтобы оставаться в рынке, исполнителям необходимо отвечать определенным требованиям и соответствовать статусу своих партнеров. Непростые дебаты на сцене стали поводом для зрителей в зале впервые трезво оценить свой уровень и осознать, насколько высока может быть планка, задаваемая стандартами REMA. Но без осознанного следования рекомендациям от лидирующих агентств достичь цивилизованного рынка не получится.
Эти полтора часа откровенного диалога агентств и поставщиков в рамках «Сцены 2019» организаторы считают важной вехой в развитии российской event-индустрии в целом, поскольку они меняют конъюнктуру рынка и формулируют пути будущего совместного развития. Без ложной скромности — это исторический момент.
Фокус внимания на подрядчиков
Долгое время российский event-рынок пытался самоорганизоваться силами единственной крупной ассоциации, объединяющей и агентства, и подрядчиков. Вместе они ставили перед собой амбициозные цели: формировали имидж индустрии, выстраивали диалог с властями, поднимали вопросы стандартизации, но в наибольшей степени формировали лояльное друг к другу бизнес-сообщество с устоявшимися партнерскими связями. С недавнего времени наша индустрия обрела новую ассоциацию – REMA (Russian Event Marketing Association). Принципиальное отличие которой в том, что она объединяет только агентства и только высшего эшелона. Озвучивая схожие цели (формирование цивилизованного рынка с прозрачными процессами и высококвалифицированными игроками), организация действует более прицельно, поскольку придерживается четких векторов. Выступает буфером и транслирует сверху вниз позицию заказчиков, а снизу вверх позицию исполнителей. Выстраивает целенаправленный диалог с каждой заинтересованной стороной нашего рынка отдельно. Отдельно с клиентами, отдельно с подрядчиками (за направление работы с поставщиками в REMA отвечает агентство Lоuder и конкретно Олег Зоткин, выступивший на «Сцене»). Такой подход смещает фокус внимания с заказчика (и только заказчика) на исполнителей, что для нашей индустрии впервые.
Влияние лидеров на рынок
Первое же открытое общение представителей REMA и компаний-подрядчиков принесло конкретные результаты. Например, Наталья Нова со сцены произнесла, что площадки готовы к переговорам с агентствами — в том числе по вопросу постоплат. Алексей Алесковский сообщил, что с REMA достигнуты предварительные договоренности о совместной работе над базой проверенных и благонадежных подрядчиков, что поможет агентствам и заказчикам ориентироваться на этом поле. Никита Галюзов получил подтверждение того, что агентства работают с юристами, чтобы составить договоры, защищающие интересы исполнителей (например, необходимость компенсации предварительных расходов у ряда подрядчиков; конкретно – у декораторов с закупками для производства). Саша Красильникова вызвала аплодисменты зала, поставив вопросы о недобросовестных тендерах, юридических тонкостях и финансовых гарантиях со стороны агентств. И получила ответы о содействии в этих областях: рекомендации по участию в тендерах можно посмотреть на сайте организации, а переговоры с банками о финансировании деятельности в сфере event будут вестись с учетом интересов исполнителей. При этом все люди, присутствовавшие на сцене, — лидеры мнений и лидеры рынка. К ним прислушиваются, за ними повторяют, на них равняются. И если они наладят единообразный документооборот, то остальным будет проще идти проторенной дорожкой. Если они еще не раз убедительно заявят подрядчикам, как Олег Зоткин со сцены, что “нам не нужны проценты, нам нужна экспертиза”, то и менее сознательные игроки рынка навсегда откажутся от «откатов». Если они для начала хотя бы между собой найдут реальные решения озвученных задач, они создадут прецеденты, которые затем станут платформой для создания правил и стандартов, что в свою очередь приведет к саморегуляции рынка.
Задел на будущее
Открытый диалог на «Сцене» наглядно показал, что «злые гении» из агентств с миллионными оборотами требуют от подрядчиков налоговую отчетность или «терпения» с оплатой услуг не по собственной прихоти. Работа с крупными – а оттого сильно неповоротливыми – корпорациями окрашена своей спецификой. Например, прописанной в договоре постоплатой вплоть до полугода, изменением бюджетов после работы отдела закупок заказчика (что напрямую приводит к просьбам о скидках у подрядчиков), вынужденной необходимостью вносить предоплату за площадки, тем самым урезав саму возможность авансов для остальных участников процесса и т.п. Возникает, таким образом, иерархия проблем: Клиент требует с агентства, агентство – с исполнителя; Клиент затягивает оплату, затягивает оплату и агентство. И как следствие – «круговорот предпринимательской хитрости» (как метко съязвил Никита Галюзов).
Решить это можно лишь одним способом: добиться прозрачности процессов по всей цепочке. Это практически невозможно с точки зрения документов (в силу пункта о коммерческой тайне в соглашениях между заказчиками и агентствами), но это возможно при достижении партнерского взаимодействия всех игроков. Взаимодействия открытого, уважительного, честного, нацеленного на взаимопонимание и результат, несмотря на неприятные острые грани соприкосновения. Как и сама дискуссия с участием REMA на фестивале «Сцена».
Точки роста
«Дискуссия захватила меня полностью, хотя я отчетливо понимаю, что уровень участников диалога существенно выше даже самых смелых моих притязаний, — признается ведущий мероприятий Александр Дымов, — но это пока. Самое главное: я услышал, куда нам всем надо двигаться, куда расти».
«Большая удача, что REMA приняла участие в промо-фестивале этого года, и мы смогли познакомиться с видением и принципами работы крупнейших event-агентств в нашей стране, — считает Виктор Григорович, экспонент «Сцены», руководитель Театра ростовых кукол «Балаган», — Мне, как руководителю творческого коллектива, было важно получить подтверждение, что объединившиеся лидеры рынка «со своей колокольни» видят все препятствия для плодотворной совместной работы и действительно формируют стратегию их преодоления. Да, было некоторое ощущение отстраненности нашего артистического мира от мира агентств с миллионными оборотами. Но я понял, почему в ряде случаев они ведут себя так, а не иначе. Увидел, что (или даже кто) стоит у истоков многих схожих проблем. Оценил возможность задавать вопросы через сайт: так люди из зала сумели показать участникам панели, что существует пул более приземленных проблем. И в целом считаю этот обмен информацией чрезвычайно продуктивным и полезным для обеих сторон».
В будущее с оптимизмом
«У нас были великолепные оппоненты, — подчеркивает Олег Зоткин, руководитель закупок Louder, — Даже острые вопросы обсуждать с такими профессионалами – удовольствие. Мы услышали много интересного и полезного, но нашей главной задачей было в принципе представить ассоциацию REMA широкой аудитории «Сцены», познакомить всех с результатами нашей работы в прошедшем году, обратить внимание на рекомендации, размещенные на сайте, и дать понять, что мы тоже заинтересованы в диалоге. Мы поставленной задачи добились».
«В последние годы «Сцена» стала мощной нетворкинговой платформой, где каждый формат взаимодействия – инструмент продающей самопрезентации артистов и подрядчиков перед агентствами, но пришло время сделать следующий шаг вперед, — подводит итог Антон Пузырев, идейный вдохновитель и продюсер прошедшего 15-16 апреля в Ролл-Холле промо-фестиваля, — Оценив манифест REMA, понаблюдав за деятельностью ассоциации, мы поняли, что у нас есть потенциал для совместного развития. Участие организации в нашем мероприятии – большая честь и большая ответственность, ведь это первый прямой диалог ассоциации нового типа с исполнителями всех рангов вплоть до индивидуальных артистов. Теперь мы не только помогаем всем участникам промотировать свои достижения, но ведем образовательную деятельность, повышаем профессионализм игроков рынка и, как в конструктивном диалоге с REMA — решаем глобальные задачи индустрии».