Предисловие

Познавательный квест для страждущих знаний брюнеток, которые переживают о том, как бы случайно не «облондинить»* столь дорогой своему сердцу ивент. Стоит оговориться, — дабы не быть покусанным светловолосым населением, — что речь идёт вовсе не о цвете волос. Не хочу никого оскорблять — это образно.

*«Блондинко» — это состояние мозга, при котором серая масса начинает обесцвечиваться в результате длительного застоя. Проявляется не только у девочек.))

Часть 1

Жила-была сестрица Алёнушка и женишок её Ивентушко. Она не могла не петь. Он не мог не полюбить то, как она «не может не петь».

Всё бы хорошо, да только никак не мог он позвать её замуж, ибо говорили они на разных языках. Он на языке Адама с технодиалектом, а она на языке Евы, причём исключительно в воздушно-абрикосовых тонах. Это был тот случай, когда драйвер понимания погиб, ещё не родившись. Между ними была огромная пропасть без моста. Невидимые узелочки понимания необходимо было связать.

Кроме того, новый указ Царя Всех Заказчиков гласил, что отныне все свадьбы должны организовывать непосредственно сами молодые, дабы заслужить право жить в их царстве. Но не так-то всё было и просто существовал один подвох. За кухню, декор, цветы и прочие канделябры должен был отвечать жених, а за технику, свет, звук, экраны и электричество, невеста! Сделано это было для того, чтобы молодые понимали, ценили и уважали труд друг друга. Принимали и оценивали эти парады коркомётов видные представители циничной и всезнающей элиты царства. Физики и лирики всех расцветок и мастей нетерпеливо потирали руки в предвкушении новых искромётных сюжетов.

Благоприятный исход гарантировал молодым кредит доверия, позволявший начать строительство своего райского вигвама на берегу сливочной ивент-речки с кисельными берегами. В противном случае под гогот придворных циников молодым выдавали билеты в зрительный зал, и они навсегда лишались права стоять за кулисами праздников, не говоря уже о том, чтобы быть их организаторами.

Сроки поджимали. Алёнушка томилась в страсти познания чего-то нового, вместе с тем осознавая, что в скором времени всё происходящее приведёт к разрыву головного мозга с последующим кипячением содержимого черепно-мозговой коробки.

Вот и предстоит нашим героям промчаться верхом на копчике по ухабам кривых ивентов по землям ближним и дальним в поисках «золотого драйвера понимания». Но напастей и препятствий на пути будет много…

Напасть первая ­— звук.

18268087_1365584940188136_3949963941508075602_n

Драйвер понимания «Ху из ху». Звук. Узелки на память

Служебная информация продвинутой девушки-организатора (хранить в рабочей косметичке!):

  • Микшерный пульт (он же микшер, он же миксер, он же смеситель звуков) работает как смеситель холодной и горячей воды в душе. Только вместо воды мы имеем дело со звуком, и микшерный пульт помогает настроить благозвучную температуру для ушей. Данное устройство позволяет правильно смешивать струйки звука из разных источников (инструменты, голоса, компьютеры, плееры), а также подключать микрофоны и джедаев. Задача микшера собрать звук и отдать его для усиления в колонки. Без этого устройства не обходится практически ни одно мероприятие, за исключением кухонных форматов.

* Микшеры бывают аналоговые и цифровые. Фактически разницы между ними нет. Главное это фирма-производитель. Следует отдавать предпочтение известным брендам. В данном вопросе можно довериться специалистам прокатных компаний. Как правило, это одержимые звуком люди, которые предпочитают по умолчанию работать на качественном аппарате. Безусловно, в конечном итоге нужно плясать от поставленных задач и бюджета.

Аналоговые пульты проще и нагляднее, но требуют много дополнительных железяк-обработок для инструментов и вокалистов. Цифровые пульты во многом удобнее: настройки являются более гибкими, всё необходимое есть на борту прибора.

Микшерные пульты используются группами и кавер-коллективами как для настройки мониторной линии (звук для музыкантов), так и для настройки глобального звучания в зале (FOH микс). Это две разные смеси звука. Как правило, хватает одного хорошего микшера, чтобы разобраться со всеми этими вопросами. Аналог или цифра? Опытным звукорезам всё равно, на чём работать. Дело привычки.

  • Эквалайзер прибор, который умеет резать отдельные частоты звука. Как это работает? Представьте, что звук целиком – это кусок торта Наполеон. Его слои – это разные частоты. Снизу основа — низкие частоты – басы, бочки и прочий «бум-бум», серединка – голос, инструменты, а сверху колокольчики, тарелки и прочий «цык-цык».  Так вот, эквалайзер может подрезать отдельно каждый из слоёв, не разрушая сам кусок торта. Главное не перерезать.
  • Приборы обработки инструментов и голоса – бывают динамические (компрессора, лимитеры, гейты и прочие) и бывают эффекты (холл, делэй, хорусы и прочая пространственная обработка) – эта область отдельного изучения, тут обозначена лишь для ориентира. Они есть и, как правило, без них звукоинженерам и звукорежиссерам никак не обойтись.
  • Бэклайн — именно так принято называть набор инструментов для группы. Сюда входят: барабанная установка, гитарные и басовые комбики, а также прочие девайсы для подключения инструментов группы. Стоит отдельных денег. Выставляется в соответствии с техническим райдером выступающих артистов.
  • Технический райдер — это технические требования, необходимые для полноценного выступления артистов. Довольно важная часть, её нужно внимательно согласовывать и выполнять. Обычно  прокатные компании берут эту задачу на себя и успешно решают данный вопрос. Там есть много деталей и нюансов, а дьявол, как известно, кроется именно в них.
  • Микрофоны бывают инструментальные, говорильные, вокальные, хорошие вокальные и студийные. Задача звукоинженера (либо звукорежиссера) — сделать так, чтобы всё читалось и слышалось, не свистело и не заводилось. Должен быть проверен каждый микрофон.
  • Диджейский пульт (диджейка) — это совсем не то же самое, что и микшерный пульт. На нём работает только диджей. С помощью данного пульта он смешивает свои песни и отдаёт готовый сигнал в микшерный пульт для трансляции в общую звуковую систему.
  • Стейдж Бокс (Stage Box) — это ящик для коммутаций сигналов (проводов) на сцене. Управляют этим ящиком с микшерного пульта. Втыкать туда можно всё: и микрофоны, и инструменты, и диджея.
  • Мультикор — это толстый дорогой многожильный кабель для подключения и управления звуками с пульта для каждого инструмента на сцене. Применятся, обычно, на аналоговых пультах, реже на цифровых. Благодаря последним цифровым технологиям, его толщина и дороговизна заметно похудели и добавили удобств в работе прокатным компаниям.
  • Типы разъёмов — XLR (канон), JACK (джек), мини-джек (как в бытовых наушниках), дибоксы и прочие полезные штучки из волшебного мира коммутации сигналов.

Люди (кто и за что отвечает на площадке)

  • Звукоинженер — это человек, который настраивает звук. Отвечает за расстановку колонок и равномерность покрытия звуком заданного пространства. Устанавливает нужную подзвучку, необходимые задержки звука и прочую физику. Делает всё, чтобы добиться необходимой плотности звука и хорошей слышимости. Устраняет заводки микрофонов (адский свист из колонок, взрывающий мозг) и прочие звуковые шероховатости. В работе применяет различные эквалайзеры (прибор, который режет частоты, как слои в торте «Наполеон»), чаще использует собственные ощущения, а самые прогрессивные применяют ещё и компьютерные системы измерений (Смарт и т.п.).
  • Звукорежиссёр при помощи звукоусиливающей аппаратуры переносит эмоции артистов в зал. Тонкая работа. Его задача — правильно смешать звук, чтобы всё хорошо читалось и комфортно слушалось. Он подчёркивает разные изюминки, устраняет паразитные шумы, делает звучание читаемым и вкусным. Благодаря его работе микс звуков становится приятным слуху, и эмоции артистов передаются многочисленным зрителям.
  • Техники — это пчёлки всех инсталляций. Пчёлкам тоже нужно питаться, помните об этом. Вообще, все технари — это люди, которые раньше всех приезжают на площадку и позже всех оттуда уезжают. Поэтому очень важно заранее решать вопросы заезда-выезда и прочие организационные детали, включая питание пчёлок.

Автор: Ильдар Салахов (Вкусный звук)