«Мне повезло. Я не развожу танец на 300 барабанщиц с флагами»

Современная праздничная режиссура в России испытывает глубочайшую нехватку качественно новых специалистов: режиссеров, копирайтеров, сценаристов, художников, хореографов. Для создания качественного event-продукта российские агентства зачастую вынуждены обращаться к помощи западных коллег, не имея на отечественном рынке специалистов с необходимым уровнем компетенций.

О проблемах развития современной хореографии в области event-индустрии и режиссуры событий мы поговорили с финалистом телепроектов «Танцуй!» Первого канала, «Танцуют всi-7» канала СТБ, балетмейстером event компании V-EVENTS, артистом первого в России entertainment театра «Ленинград Центр» Борисом Шипулиным.

1. Борис, в чем проблема современной хореографии в России? Почему у нас так мало хороших постановок, они не востребованы?

Прежде всего, проблема современной хореографии, в особенности в event-индустрии, заключается в пренебрежении тем фактором, что умный зритель испытывает потребность в качественном материале и не готов довольствоваться танцевальным «ширпотребом». И что считать хорошей постановкой? Использование современной лексики и форм? Актуальное содержание, которое понятно и близко зрителю? Проблема наших балетмейстеров в том, что в своем большинстве они в постановочной работе используют приемы 20-летней давности, да, они придумывают, да что-то создают, но это хореография эстетически и морально устарела. Она не в силах взволновать зрителей, потому что это умерший язык. Мало кто в этом признается.

Ведь первостепенная задача любого вида искусства – это вызывать эмоцию.

Второй аспект проблемы состоит в том, что тем немногим, кто сейчас находится на пике своей постановочной формы, кто действительно ежедневно изучает современные тенденции, катается по мировым мастер-классам, участвует в мировых шоу просто не для кого ставить в России. За работу балетмейстера такого уровня просто не готовы платить, а последние в свою очередь не готовы работать за копейки. Хотя есть и редкие исключения.

2. Безусловно. Вам же удается быть востребованным?

Если принимать во внимание тот факт, что я начал заниматься хореографией в крохотном Енисейске, городке, затерянном в Красноярском крае, то мне нельзя жаловаться. Сегодня я имею возможность работать в качестве танцора на лучших площадках страны, и в качестве балетмейстера я имею полный carte blanche. Благодаря тому, что в Петербурге я нашел V-EVENTS, компанию, с которой наши взгляды на современную хореографию и качество постановок полностью совпадают, я имею возможность ставить действительно хорошие, «свои» вещи. Две эти составляющие – исполнительская деятельность и постановочная работа – позволяют мне сказать, что я не стою на месте, развиваюсь и что я востребован.

3. Выступая в роли хореографа, создающего event-продукт, можно ли говорить, что Вы занимаетесь искусством?

Естественно. Мне повезло. Меня не просят разводить по сцене 300 человек со знаменами и барабанами. Каждая работа должна быть про что-то совершенно осязаемое, на уровне эмоций. Мне нравится наблюдать, как зрители покрываются мурашками от казалось бы разрозненных движений или не могут сдержать слез при виде разворачивающейся перед их глазами историей. Но самое ценное – это когда они ушли из зала и что-то внутри них моя работа перевернула. И не важно кем я был – постановщиком или исполнителем.

4. Вам не кажется, что такая хореография не всегда уместна для event-индустрии?

Однозначно нет. Ровно до того момента пока мы не начнем осознавать, что event – это не только бизнес, а прежде всего искусство, мы будем находиться в статусе отстающих. Не надо бояться создать себе точку невозврата, нужно двигаться только вперед и навязывать свою идею.

5. Что из увиденного в последнее время стало для Вас источником вдохновения?

В Париже этим летом удалось посмотреть Alvin Ailey American Dance Theater. Был покорен не столько постановочной работой, сколько идеальной техникой танцоров.

В рамках Чеховского фестиваля в Россию приезжал Джеймс Тьерре с работой «Красный табак». Nederlands Dans Theater привозили в Петербург 3 спектакля «I new then», «Sad case», «Cacti». Визжать от восторга было не к месту. У нас так пока не ставят. Так не двигаются. Знаете, там есть сцена, где исполнители просто бегут. Никаких трюков, надрыва, элементов, сделанных по методике или grand battement jete, но зал просто неистовствует, он находится в состоянии экстаза. У нас есть такие постановки? Давайте ответим честно? Нет. У нас таких постановок пока нет. Ключевое слово пока.

6. Пока? Думаете будут?

Надеюсь. В будущем планирую создать с партнерами некую креативную лабораторию, в которой молодые танцоры смогут реализовать себя, как исполнители и постановщики, реализовать на качественно ином уровне. Это место по идее должно стать некой отправной точкой в развитии современного танца у отдельного, конкретно взятого человека. Место, где будет собираться и созидать нечто новое современная российская интеллигенция.

7. Именно поэтому вы в Питере, а не Москве?

В том числе. А вообще мне тут хорошо. Я могу работать, знать, что придя домой меня ждут. Мне нравится смотреть на людей на Невском в конце концов. Но при этом я не привязан географически к какой-то точке на карте. Сейчас мне хорошо тут. Но весь мир открыт, я космополит.

Фото Антон Миллер, Ольга Акимичева
Татьяна Жидкова