Интервью с Гульнарой Сафиной
“Каждый гость, каждый человек — это вселенная, которую мы постигаем постепенно, открывая все новые и новые грани”, — Гульнара Сафина, президент Ассоциации отелей г. Казани и Республики Татарстан
Гульнара Сафина, президент Ассоциации отелей г. Казани и Республики Татарстан, генеральный менеджер отеля “Релита”, г. Казань
Юлия Булейко (Ю.Б.): Гульнара, скажи, пожалуйста, что такое для тебя быть отельером?
Г.С.: Во-первых, это очень интересно. Изначально я не из этой отрасли, и я в полной мере ощутила “магию” отельной сферы — она становится частью твоей жизни, и ты уже не можешь выйти из этого круга.
Я знаю очень много историй, когда индустрия гостеприимства затягивает, и человек уже не может выбраться, ему тяжело работать где-либо в другой сфере. А все потому, что не хватает ритма, как мы говорим, “24 часа, 365 дней в году, 7 суток в неделю”. Этот ритм захватывает!
Очень интересно наблюдать, как люди входят в отрасль и в ней остаются. В команде у нас много людей, которые работают не по специальности — институт иностранных языков и востоковеды, например. Им становится интересно, и они тоже становятся “больными”, в хорошем смысле этого слова, нашей отраслью. Мне кажется, что это вообще неизлечимо.
Кроме того, индустрия гостеприимства — это всегда интересные люди. Мы ведь работаем в системе “человек-человек”. А еще это и определенная внутренняя ответственность, с одной стороны, перед персоналом — своей командой, с другой — перед гостями.
Ю.Б.: Мне кажется, в нашей отрасли работаю только супермены! А если бы ты смогла выбрать себе суперспособность, то какую?
Г.С.: Может, это возможность сделать день еще немного длиннее, чтобы успеть сделать все. Понятно, что мы много времени проводим на работе, и всегда хочется побольше времени уделить близким, семье.
Ю.Б.: Есть ли какая-то особенная книга, которую, по твоему мнению, должен прочитать каждый отельер?
Г.С.: На самом деле, таких книг много. Например, обязательно прочитать всех классиков от отельной отрасли, того же Марриотта и Хилтона. Обязательно нужно читать психологов, да и в принципе нужно быть просто развитым человеком, поэтому здесь нет какого-то определенного рецепта.
Ю.Б.: То есть конкретного учебника или настольной книги для отельера нет?
Г.С.: Нет, даже если ты прочтешь конкретный учебник, это не даст ровным счетом ничего, потому что каждый раз будет возникать новое, что будет тебя удивлять, заставлять искать ответы. А у нас вообще такая отрасль: гости порой задают такие вопросы, на которые сотрудник должен всегда иметь ответ, потому что это в первую очередь наш профессионализм, не должно быть пробелов ни в чем, даже в нормативно-законодательной базе, потому что это большое подспорье для нашего персонала. Одно дело работать со станками, а другое дело иметь взаимоотношения с людьми, здесь нужно “учиться, учиться и еще раз учиться”, как завещал великий Ленин. Хорошо, что есть такие проекты как HORECA by Kazan — вы помогаете нам узнавать новых удивительных людей из нашей отрасли и из смежных бизнесов, находить новых выгодных и комфортных партнеров. В прошлом году для меня самым приятным было знакомство с Мартеном Богартсом — очень многогранный и интересный спикер!
Ю.Б.: Расскажи нам, пожалуйста, про самого необычного гостя за историю твоей карьеры.
Г.С.: На самом деле все гости — они обычные. Гость, когда приезжает в отель, мне кажется как любой из нас, хочет быть наименее заметным. Это как дома — ты к себе пришел, не хочешь, чтобы тебя видели, ты в своем мирке уютном, ты закрылся. Наша задача сделать так, чтобы с одной стороны было радушие и гостеприимство, но чтобы вместе с тем гость не чувствовал какого-то навязчивого внимания с нашей стороны.
Самый интересный гость? Да они все интересные. Но как правило самые интересные гости наименее заметные.
Ю.Б.: Назови, пожалуйста, человека, которого бы ты хотела видеть гостем своего отеля, возможно даже не из ныне живущих людей.
Г.С.: Знаешь, вот каких-то определенных приоритетов абсолютно нет. Потому что, повторюсь, мы в душу людям не лезем. Мы делаем так, чтобы они чувствовали себя наиболее комфортно. Я считаю, неправильно думать “а с этого человека что я могу получить, а с этого?” и так далее — это некорректно с наше стороны. Ведь даже когда приезжает звезда, мы не имеем права фотографироваться — это не очень хорошо. Любой звезде это надоедает, и я такие вещи не приветствую.
Ю.Б.: А если мы говорим конкретно о тебе, неважно в гостинице ли или у тебя дома. Момент, когда ты можешь оказать свое гостеприимство (а ты — одно из главных лиц гостеприимства Татарстана) кому-то конкретному. Кого бы ты хотела встретить как гостя?
Г.С.: Все-таки мое глубокое убеждение, что любой человек интересен. Не поверишь, мой эпизод из жизни. У мужа моего была бабушка, она была 1917 года рождения. Она была безграмотная, но это был настолько мудрый и интересный человек, с которым всегда можно было что-то обсудить, у которого была всегда своя интересная точка зрения. Она была старше меня лет на 60 как минимум, но мне было очень интересно с ней общаться.
С кем бы я ни общалась, в каждом нахожу частицу того самого интересного, что в этом человеке есть. Либо какие-то для себя открытия делаешь, либо человек тебя чему-то учит. У меня еще ни разу не было такого, когда человек ушел бы из моей жизни и я подумала бы “господи, зачем я его повстречала”. Может быть, мне так повезло, что встречаются только яркие, интересные люди, вот например вы и ваши проекты — сколько открытий вы мне дали!
Каждый гость, каждый человек — это вселенная, которую мы постигаем постепенно, открывая все новые и новые грани.
Ю.Б.: Наше с тобой интервью — первое в серии нашего общения с отельерами Татарстана, и мне лично очень интересно, как ответят на эти вопросы другие отельеры. Мне кажется, ты сейчас задала высокую планку, хотя чего еще можно было ожидать от президента Ассоциации отелей Республики Татарстан!
Г.С.: Я думаю, все коллеги будут отвечать примерно так же. Понятно, что все мы в бизнесе, и конечная цель существования бизнеса — получение прибыли, это прописная истина. Но ведь за деньгами есть люди, мы ведь работаем не только ради денег. Зачастую вообще не из-за денег, есть другие мотивирующие факторы. Вот наверное как раз наша работает дает тот интересный заряд, когда ты получаешь удовольствие не только от денег, но и от общения с людьми, и что у тебя есть шанс кому-то сделать хорошо, кого-то заставить улыбнуться. Это и есть наша работа.
Ю.Б.: Мы традиционно с гордостью говорим про татарское гостеприимство. Сейчас мы будем опрашивать рестораторов и отельеров Татарстана о том, что такое татарское гостеприимство, и на выставке “HORECA by Kazan 2018. Hospitality&Gastro EXPO” 24-26 октября мы подведем итог и выберем самое емкое и интересное определение, которое станет своеобразным флагом нашей индустрии! Сформулируй, пожалуйста, что такое, по твоему мнению, татарское гостеприимство?
Г.С.: Это всегда открытые двери гостям, это улыбка, это когда ты делаешь больше, чем от тебя ждут. Если говорить о национальных традициях гостеприимства — как встречают гостей татарские бабушки — все, что у тебя есть в холодильнике выкладывается на стол, отдается лучшее спальное место, постоянно спрашивается все ли хорошо, все ли удобно. Для нас важно, чтобы гостю было как можно лучше, комфортнее, чтобы каждый потом сказал — как же у вас было хорошо в гостях!
Интервью провела: Юлия Булейко, продюсер выставки HORECA by Kazan 2018. Hospitality&Gastro EXPO