Ушли в прошлое времена тотального дефицита и хамоватого обслуживающего персонала . Сегодня все иначе – высокая конкуренция на рынке общественного питания диктует высокий уровень обслуживания клиента. Иначе клиент уйдет в другое, более внимательное и заботливое, заведение. А невнимательное и незаботливое начнет считать убытки.

Какие факторы сулят процветание ресторану? Откуда берутся профессиональные и доброжелательные официанты – разбираемся вместе с www.4banket.ru.

Кто виноват? И что делать?

Профессиональные и доброжелательные официанты – достойные обслуживать английскую королеву2

Чтобы понять роль официанта в рабочем ресторанном процессе, представим следующую ситуацию.

Открылся новый ресторан. Хозяин потратился на дизайн интерьера. Концепция заведения выдержана до мелочей — в люстрах и ресторанной мебели, в посуде и униформе обслуживающего персонала. Составлено авторское меню, проделана колоссальная работа по имиджевой раскрутке заведения, потрачены не менее колоссальные средства на пиар-кампанию и разработку собственного сайта.

Все хорошо. Осталось дело за малым – за благодарными и восторженными клиентами, которые, впечатлившись увиденным и попробованным, становятся завсегдатаями ресторана и рекомендуют его своим приятелям и знакомым по типу сарафанного радио.

Но! Вот незадача – сарафанное радио полно негативных откликов о работе ресторана и жалоб на обслуживание. И прибыли у заведения нет, лишь сплошные убытки.

В чем причина? А причина, чаще всего, в том, что хозяин заведения набрал команду непрофессиональных официантов, решив сэкономить на этой статье расходов. И посмотрите, чем это обернулось! Грязными скатертями в засохших крошках, которые смахиваются на колени клиентам, в постоянных задержках подачи заказа, перепутанных и неучтенных пожеланиях, в результате чего семья с детьми оказывается в зале для курящих… И прочие мелкие, и не очень, недочеты и промахи, сводящие на нет усилия команды поваров и надежды боса на процветание любимого детища.

3 способа: как заполучить профессионального официанта

Профессиональные и доброжелательные официанты – достойные обслуживать английскую королеву3

Плохо воспитанный, грубый, вороватый и рассеянный официант – «заслуга» менеджера по персоналу, которому доверено обеспечить заведение профессиональной и дружной командой, работающей как единый механизм.

При приеме на работу, изучая досье кандидата на должность официанта, менеджер по персоналу упустил из вида какую-то важную деталь.

  • Отсутствие рекомендательного письма.

Оно должно быть, если человек уже имеет опыт работы и является официантом со стажем. Отсутствие рекомендаций с прежнего места работы – тревожный сигнал. Закономерен вопрос: почему человек покинул предыдущее место работы? Конфликт? Финансовый прокол? Проблемы с алкоголем? Чтобы развеять подобные сомнения, нужно навести справки и сделать контрольный звонок на предыдущее место работы кандидата.

На заметку: хорошими официантами не бросаются, их перекупают, предлагая более щедрую зарплату и выгодные условия работы.

  • Наличие необходимых качеств у кандидата.

Все когда-то начинают, и официант не исключение. Чтобы приобрести профессиональные навыки и умения, нужно поработать, то есть какой-то ресторан или кафе будет первым, кто возьмет на работу желающего, но пока еще мало что умеющего, кандидата в официанты.

В этом случае, вместо рекомендательного письма, менеджеру по персоналу понадобятся зоркий глаз и чутье. Тестовые задания, анкетирование, наблюдение за поведением кандидата в ходе собеседования могут многое рассказать: дружелюбен или агрессивен соискатель, стрессоустойчив или паникер, сообразителен или тугодум… А также обучаем ли он? Открыт ли для новых знаний и умений?

  • Обучение персонала.

Командный дух у персонала ресторана не появляется сам собой. Его надо прививать. Персонал надо воспитывать в духе корпоративных ценностей, путем грамотной системы тренингов, поощрений и наказаний.

Совет: отлично, если у ресторана есть свой кодекс поведения или конституция, стимулирующие личностный рост каждого члена профессиональной команды.

Нельзя экономить на обучении своих сотрудников. Застой в этом деле смерти заведения подобен. В ресторанном бизнесе постоянно происходят изменения, инновации, появляются модные тенденции и веяния. Команда должна быть в курсе происходящего. Тогда заведение будет живым и свежим, заманчивым для посетителей.

Как шутят грамотные рестораторы: обучение персонала не должно заканчиваться никогда, в отличие от ремонта и перепланировки помещения. Это один из главных факторов процветания ресторана.

3 способа обучения персонала

Профессиональные и доброжелательные официанты – достойные обслуживать английскую королеву1

  • Самостоятельное обучение – разработка авторских программ и тренингов, правил поведения, концепций и прочее.
  • Покупка франшизы – готовая стратегия бизнеса включает и модель обучения персонала. Но! У этого варианта исключен творческий подход. Франшиза – это игра под чужими знаменами и по установленным правилам.
  • Оплата курсов профподготовки и повышения квалификации – есть много частных фирм и агентств, занимающихся профессиональной подготовкой чужих сотрудников.

Вывод от www.4banket.ru: выбирая кандидата на ответственную должность официанта, важно учесть соотношение ожиданий и реальности, не упустить ключевые детали из вида и сделать ставку на личностные характеристики кандидата. И тогда успех обеспечен: ресторан получит дружную и профессиональную команду, которая поддержит корабль на плаву, поможет ему преодолеть подводные камни и поймать свою волну успеха и процветания.

Оставайтесь с нами! И удачных вам событий!